Вы здесь

Престиж высшей школы

9 декабря, Горки /Соб. инф./. В своей социально-экономической политике на предстоящие пять лет Республика Беларусь исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в уходящем пятилетии. Как и в предыдущей, во многих разделах новой Программы определяющими остаются такие понятия, как благосостояние, творческий потенциал, инициатива. Ибо потенциал человека – это потенциал государства, чем богаче человек – тем богаче государство. Еще одним из главных приоритетов, считаю, в нашей стране является образование. Отражено это и в основных положениях Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы.

Современные условия предъявляют новые требования к уровню знаний. Прежде всего, в связи с созданием новых наукоемких, высокотехнологичных производств. Для этого необходимо проводить работу по комплексной информатизации, разработке и внедрению электронных средств обучения, объединению их в единое информационное пространство.

Подготовку кадров нужно ориентировать, наряду с производством, и на потребности инновационного развития. Значит, предстоит повышать уровень качества образования на всех уровнях, создавать гибкую систему подготовки и переподготовки специалистов. И это является первоочередной программной и жизненной задачей.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия является старейшим высшим учебным заведением аграрного профиля среди стран СНГ и Европы. В перспективном плане развития академии на ближайшие пять лет нашли отражение вопросы, предусматривающие сохранение лидирующих позиций в международном образовательном процессе, выхода на качественно новый уровень подготовки специалистов для агропромышленного комплекса страны. В 2010 году БГСХА одна из первых среди вузов страны получила сертификат системы и менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008. В ближайшие два года мы должны присоединиться к Болонскому процессу, поддерживающему единые европейские стандарты в образовательной системе.

В свою очередь повышение качества подготовки будущих специалистов должно базироваться на тесной интеграции профессионального образования, науки и производства. В целях  подготовки практико-ориентированных специалистов академия создала учебно-научно-производственный региональный центр практического обучения, ряд филиалов кафедр, в том числе в НИИ, проектных институтах, на предприятиях, учреждениях. В ближайшее время планируется расширение перечня этих специализаций.

Сельхозпредприятиям уже сегодня нужны не только агрономы, инженеры и другие высококвалифицированные специалисты, но и технологи узкого профиля. Например, по овощеводству защищенного грунта, питанию и защите растений, плодоводству и питомниководству, инженеры-программисты и т.д. Подготовка их тоже остается за академией. Поэтому одновременно, как одно из направлений дальнейшего развития академии, предусмотрена подготовка самих педагогических кадров – переподготовка профессорско-преподавательского состава, стажировка в ведущих НИИ, сельхозпредприятиях, за рубежом.

Академия готовит кадры для всего агропромышленного комплекса страны. Это будущие агрономы, экономисты, инженеры, землеустроители, менеджеры и др. Им предстоит внедрять новые технологии, осваивать новые рынки, проводить модернизацию. Подготовить их к самостоятельной жизни, научить действовать и мыслить творчески – цель всего нашего коллектива. Задачи, стоящие перед преподавателями и студентами, которые необходимо решить в ближайшее время, нам ясны. Они тесно привязаны к ориентирам развития сельского хозяйства, указанным в Программе.

Важная роль отводится и внедрению результатов научных исследований в организациях агропромышленного комплекса. В академии постоянно ведутся фундаментальные исследования в рамках государственных программ, в которых присутствует внедренче-ская тематика по соответствующим направлениям развития сельскохозяйственного производства. Такие задачи решаются и будут решаться. Хотя иногда в адрес ученых поступает много критических замечаний об отсутствии связей с производством. Но не будем забывать, что для проведения фундаментальных исследований требуется время для того, чтобы результаты исследований нашли место в производстве. В селекционном процессе, например, для создания сорта требуется не менее 6-8 лет. Поэтому всегда хочется, и важно, заранее определенно знать, в каких размерах запланировано финансирование научных исследований. И это нужно учитывать при разработке дальнейших поэтапных и конкретных целевых программ на пути основных направлений развития республики в пятилетний период.

А все в целом, о чем говорилось выше, наша привычная работа. И на фоне общей задачи внести свой вклад в реализацию Программы видится и требуется дальнейшее развитие собственной материально-технической базы, создание условий для труда и отдыха студентов и сотрудников, внедрение в учебный процесс инновационных и информационных технологий. Мы твердо настроены развивать также взаимовыгодные связи с научными и образовательными учреждениями не только Беларуси, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Уверен, коллектив академии, используя свой опыт, профессионализм и мастерство, с поставленными задачами в области аграрного образования справится с честью. За нами — престиж высшей школы.

В. СКОРИНА,
 доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры плодоовощеводства БГСХА.