Вы здесь

Новый документ по регулированию предпринимательской деятельности в Беларуси будет принят в ближайшее время

24 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Новый нормативный документ по регулированию предпринимательской деятельности в Беларуси будет принят в ближайшее время. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе главы государства.

Правила работы ИП в Беларуси с 1 января 2009 года претерпят некоторые изменения. Соответствующее решение было принято 23 декабря на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

Как известно, 31 декабря 2008 года заканчивается действие нормы указа №285 о том, что до конца 2008 года товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации, при розничной торговле которыми индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог, освобождаются от таможенного оформления и обложения таможенной пошлиной (сборами) при их ввозе на территорию Республики Беларусь. Таким образом, сейчас предприниматели уплачивают единый налог с повышающим коэффициентом 1,5 к ставке налога и НДС в фиксированной сумме, которая рассчитывается как двукратная сумма причитающегося к уплате единого налога без учета повышающего коэффициента.

С 1 января 2009 года уплата НДС и таможенных пошлин при ввозе товаров из Российской Федерации должна была осуществляться в общем порядке, то есть с таможенным оформлением и уплатой таможенных пошлин. Все это вызывало определенные недовольства со стороны предпринимателей. Всего это касается 64,5 тыс. человек, которые уплачивают фиксированный НДС с повышающим коэффициентом при реализации товаров, ввезенных из РФ.

Открывая совещание, Александр Лукашенко подчеркнул, что вопросы развития малого бизнеса, прежде всего, в части работы ИП в Беларуси рассматривались уже неоднократно. Руководством страны был принят ряд важных решений. Так, в 2001 году декретом №12 было определено правовое поле для этого сектора экономики, отменено таможенное оформление товаров третьих стран, поступающих из России. Кроме того, был введен единый налог. "Тем самым мы постарались вывести из теневого оборота деятельность ИП. Это дало толчок развитию предпринимательства, но затем появились и некоторые негативные тенденции. В частности, стала возрастать доля неорганизованного рынка (в отдельные годы - до 40%, этот сектор, можно сказать, начал глубоко погружаться в криминал). Также увеличивался объем импорта потребительских товаров (более 20%), что негативно влияло на развитие производства отечественных товаров и ухудшало платежный баланс страны, из Беларуси вывозилась валюта", - отметил глава государства.

Руководство страны с пониманием относилось к проблемам ИП, ведь в свое время они возникли, можно сказать, стихийно. "Людям не было куда деваться после распада СССР и тех кризисов, которые потрясали постсоветское пространство. Многие были вынуждены уйти в сектор предпринимательства, который развивался, как Бог на душу положит. И учитывая, какое негативное воздействие этот сектор оказывал на экономику страны в том виде, в каком он существовал в 2001 году, на социально-политическую обстановку в государстве, на криминогенность нашего общества, мы были вынуждены начать регулировать этот вид деятельности. То есть мы начали создавать правовое поле для ИП. Поэтому весь сектор был систематизирован, и мы были вынуждены в 2001 году таким образом поддержать индивидуальных предпринимателей. Я тогда говорил: люди не виноваты в том, что они были выброшены на улицу и оказались без куска хлеба. Они были вынуждены искать некий вид деятельности, чтобы накормить свою семью и себя. И тогда, в начале нового века, предпринятые нами меры были оправданными, мы тогда таким образом поддержали ИП", - отметил Александр Лукашенко.

Вместе с тем, по словам Президента, различия в вопросах налогообложения, взимания таможенных пошлин для части индивидуальных предпринимателей создали более вольготные условия работы, чем для других. "То есть мы, идя на поддержку этих предпринимателей, отзываясь на их просьбу, создали для этой части нашего общества более привилегированные условия хозяйствования, если не сказать больше. Это, конечно же, наши люди, мы должны о них заботиться, но справедливость должна быть общей для всех", - убежден Александр Лукашенко.

"Сама жизнь требовала от нас выровнять эти условия. Особенно остро стал этот вопрос, когда в торговле с Россией изменился порядок уплаты налога на добавленную стоимость. Индивидуальные предприниматели и правительство оказались к этому не готовы. И в 2005 году мне пришлось вплотную заниматься решением проблем, встречаться прямо на торговых предприятиях с представителями малого бизнеса, проводить специальное совещание. После этого был принят ряд документов, в том числе указ №285, в котором для части индивидуалов, занимающихся торговлей, был сохранен на определенный период упрощенный порядок ввоза товаров с тем, чтобы в последующем, "нарастив мышцы", они перешли на более высокую ступень организации бизнеса. На это был нацелен целый ряд моих поручений правительству. То есть мы еще раз пошли тогда на уступку ИП, рассчитывая на то, что они, наконец, прекратят заниматься шарлатанством и, накопив определенную сумму средств, начнут заниматься настоящим бизнесом", - напомнил Президент.

Тогда была достигнута договоренность: окончательный срок введения равных условий для всех был установлен - 1 января 2009 года. "В этой связи у меня вопрос правительству: как так получилось, что накануне этой даты Совмин выходит с принципиально новой инициативой? Мне это непонятно. Мы же договаривались о другом. А мне, ссылаясь на финансовый кризис, угрозу роста безработицы, предлагают отсрочить в Беларуси принятие изменения условий деятельности ИП. Мол, это послужит дополнительным фактором стабилизации нашей экономики, снятию социальной напряженности в обществе и либерализации экономики, развитию бизнеса", - заявил Александр Лукашенко.

"Три с половиной года прошло с момента принятия последнего указа. И за этот период практически ничего не предпринято для оптимального выравнивания условий работы субъектов хозяйствования. Не выполнены мои поручения о создании главного звена - оптовых складов в каждой области для централизованного ввоза товаров. Сложной, затратной остается система таможенного оформления и других многочисленных процедур. Все пущено на самотек и как обычно в правительстве считают: все рассосется. Где гарантия, что через петрова-индивидуала некоторые юридические лица и крупные предприниматели не начнут в льготном режиме завозить миллиардные партии товара? Так ведь и происходит на самом деле. Трижды на моем уровне давали отсрочку и делали ИП чуть ли не исключением из общества. Так сколько можно идти по этому пути?", - задал резонный вопрос глава государства.

В целом политику правительства в сфере регулирования предпринимательской деятельности нельзя назвать эффективной. По словам Президента, вместо того, чтобы работать системно, упреждая негативные социальные явления, чиновники опять "плетутся в хвосте событий, вынуждая главу государства вновь и вновь возвращаться к тем проблемам, которые должны решаться на уровне правительства и губернаторов".

"Поэтому сегодня я требую, чтобы Совет Министров и соответствующие структуры государственного управления без социальных осложнений и политического ажиотажа проводили целенаправленную и взвешенную экономическую политику как в отношении индивидуальных предпринимателей, так и других групп делового мира. Нам необходимо совместными усилиями без догматизма и узковедомственной зашоренности выработать наиболее оптимальные меры для решения обострившихся в последнее время проблем. Притом учитывая как новые современные вызовы, так и государственные интересы по обеспечению стабилизации экономики и спокойствия в обществе", - подчеркнул Александр Лукашенко.

На совещании у главы государства состоялась активная дискуссия по поводу выбора наиболее приемлемого варианта системы налогообложения ИП и взыскания таможенных платежей по товарам, происходящим из третьих стран и выпущенным в свободное обращение в Российской Федерации. Правительство озвучило свои предложения по разрешению ситуации, в то же время Администрация Президента выступила с критикой в адрес действий экономического штаба страны, не обеспечившего в свое время решение этой проблемы.

По мнению правительства, для предпринимателей необходимо сохранить действовавший в 2008 году порядок взимания НДС в фиксированной сумме и освобождение ИП от уплаты таможенных пошлин, установив при этом новый повышающий коэффициент 2 к ставке единого налога вместо применяемого сейчас 1,5. Сохранение действующего режима также будет идти в русле дальнейшей либерализации экономики. Нововведения правительство предложило ввести на срок до 2012 года.

Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович подчеркнул, что все предприниматели должны работать в равных условиях. Он также обратил внимание, что, принимая усилия по совершенствованию предпринимательской деятельности в стране, необходимо исходить из того, что предприниматели – самая активная часть общества, и поэтому их нужно ориентировать на уход от продажи импорта и на вовлечение в реальную экономику, в производство потребительских товаров. В отличие от Беларуси, в отдельных зарубежных странах на долю предпринимателей приходится до 60-70% ВВП.

Председатель Комитета государственного контроля Беларуси Зенон Ломать считает необходимым усилить ответственность предпринимателей в связи с возросшим числом заводимых на них уголовных дел.

Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский заявил, что в случае принятия решения о том, что ИП с 1 января 2009 года будут проходить таможенное оформление и уплачивать таможенные пошлины при ввозе товаров из Российской Федерации, таможенные органы будут готовы к осуществлению всех необходимых процедур.

По итогам совещания было принято компромиссное решение сохранить существующий принцип налогообложения предпринимателей. При этом коэффициент 1,5, который применяется к иностранным товарам, ввозимым из России в условиях отсутствия таможенного оформления, будет увеличен до 2.

Кроме этого принято решение о повышении ставок единого налога. Это коснется только верхних значений ставок, нижние значения остаются на прежнем уровне.

Предприниматели по-прежнему смогут выбирать различные способы уплаты налогов: общую систему налогообложения, которой придерживается подавляющее число юридических лиц, упрощенную систему или систему уплаты единого налога.

Помимо этого, решено, что при ввозе запасных частей к автомобилям предприниматели будут использовать общую систему налогообложения или упрощенную, но не уплату единого налога.

Это своего рода продление льготного административного режима по платежам в бюджет. То есть это льгота не с точки зрения объема уплаты платежей, а с точки зрения самих процедур. Эта льгота будет сопровождаться повышенным требованием к тому, чтобы не было никаких серых схем и отклонений от действующего законодательства.

Определенные изменения коснутся и работы ЧУП. Подготовлен проект указа по совершенствованию упрощенной системы налогообложения, как существенно упрощающий ее, так и снижающий сами ставки налогов. Таким образом, для ЧУП, которые перешли из ИП, будут созданы не худшие условия, чем те, которые будут действовать для ИП в 2009 году.

Все эти решения принимались с учетом того, что в последнее время в стране уже был принят ряд документов по либерализации экономики, поэтому новая схема не потребует проведения большого числа проверок.

Вместе с тем в дальнейшем для сбалансирования структуры розничной торговли в стране будут создаваться условия для расширения сети гипермаркетов, чтобы предприниматели занимались не перепродажей товаров, а их производством. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане занимались теми видами деятельности, которые бы приносили больший эффект экономике.

На данный момент это наиболее оптимальное решение.-0-


БЕЛТА