Вы здесь

Православные белорусы отмечают Радуницу 21 апреля

Радуница - день поминовения усопших. Место праздника в календаре определено церковной традицией. Православные белорусы отмечают Радуницу на девятый день после Пасхи. Именно на девятый день, по религиозным представлениям, душа после смерти человека покидает землю.

Радуница настолько древний праздник, что происхождение его названия установить достаточно сложно. Ученые выводят его от разных слов, в том числе от общеславянского "род", от мифического бога Рады. В христианской церкви принято считать, что название Радуницы происходит от слова "радость", потому что в этот день, помянув усопших в храме, верующие люди приходят на могилы своих родных и близких, чтобы поделиться с ними радостной вестью о воскресшем Спасителе. Таким образом они разделяют с умершими свою радость и надежду на воскресение.

Существование праздника на протяжении многих столетий подтверждают данные археологии и этнографии. Археологи на курганах XI-XII веков обнаруживали следы обрядов поминовения предков, которые датируются от позднего Средневековья до XX столетия. Прослеживается эта традиция на памятниках археологии Сухая Гора Логойского района, Маяк Бобруйского района и некоторых других. На Лепельщине в конце XIX - начале XX веков на Радуницу молодежь украшала курганы зеленью и водила на них хороводы. В начале XX века в Червенском повете и на Дисненщине ученые зафиксировали обычай, согласно которому, прежде чем идти на кладбище, люди заходили на курганные могильники - могилы своих далеких предков. Курганы подсыпали, на их вершине закапывали часть крашеного яйца и оставляли немного еды. Случалось, разводили огонь или высыпали на вершины курганов угли из домашней печи. Горшок, в котором несли угли, здесь же разбивали вдребезги.

У празднования Радуницы издревле сложились отличительные черты. Особенности этого дня зафиксированы в пословице: "На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хозяйки не отходили от печи, готовили все необходимые ритуальные блюда. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню.

На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы в храмах отменяются все заупокойные богослужения, даже отпевание усопших совершается по особому пасхальному чину. Чтобы люди могли помянуть усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество воскрешения Господня, на Радуницу в храмах совершают заупокойные богослужения и панихиды, после которых верующие идут на кладбище к могилам своих родных и близких.

К празднику нужно привести в порядок могилы. В некоторых регионах Беларуси на надмогильный крест повязывали особые опознавательные атрибуты, в зависимости от того, кто был похоронен в этом месте: белый венок там, где была похоронена девушка; белый фартук, где похоронена женщина; белый ручник, где похоронен мужчина или молодой человек.

Древняя языческая традиция - поминальная трапеза у могил предков на Радуницу. Суть обряда заключается в том, чтобы собрать в один круг всех представителей рода - и живых, и ушедших. Он проводился именно на кладбище, так как, по представлениям наших предков, это было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности. Семья брала с собой чистую отбеленную льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца и соль, спиртное. Все складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно.

Прежде чем приступать к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу в отдельности. Возле креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов: блюдце; стопку со спиртным, закрытую сверху кусочком хлеба; неосвященное красное пасхальное яйцо; кусочек сала или домашней колбасы; одно домашнее печенье; одну конфету; неживые цветы (обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность). После всего этого "христосовались" с умершими - хозяйка брала пасхальное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику. Далее яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с причащения этой долькой исконного символа жизни. Обязательными в ходе трапезы были голошения - своеобразные причитания об умерших. Вместе с тем запрещалось голосить о первом умершем ребенке, а также после захода солнца. Когда ритуал поминания заканчивался, остатки еды крошили и разбрасывали по могиле, часть отдавали нищим.

Вечером многие собирались за праздничным столом и продолжали праздновать Пасху, точнее, устраивали ее проводы, так как одно из названий этого дня - Проводный день, или Проводная Радуница.

С днем празднования Радуницы связаны различные народные наблюдения и поверья. Если ее приход совпадал с новолунием - ждали хорошего урожая, если луна была в последней четверти, - наоборот. На Радуницу, связанную с культом умерших, нежелательно было садить и сеять. В Свислочском районе бросали три раза яйцо через гумно так, чтобы оно не разбилось, тогда урожай хорошо сохранится. В народе верили, что хозяйка, которая первая приготовит в этот день ужин, с помощью Бога и душ умерших первая завершит жатву. В народе считали: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство. В некоторых районах даже бытовало поверье, что тот, кто первым появится на Радуницу на кладбище, получит от родных покойников тайный совет, как найти клад. Традиция отмечать Радуницу сохранилась и в наше время, это объясняется душевной потребностью людей не терять связь со своими предками, ощущать себя частью и продолжателями рода.

БЕЛТА