Вы здесь

Двухлетний мораторий на проведение проверок будет введен в Беларуси для новых субъектов хозяйствования

15 сентября, Минск /Лилия Крапивина - БЕЛТА/. Для новых субъектов хозяйствования в Беларуси будет введен двухлетний мораторий на проведение проверок. Об этом заявил сегодня заместитель премьер-министра Андрей Кобяков на совместном заседании Президиума Совета Министров и коллегий Администрации Президента и Комитета государственного контроля, представляя проект указа "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", передает корреспондент БЕЛТА.

В целях стимулирования развития бизнеса в Беларуси планируется ввести запрет на проведение любых проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации. То есть вводится двухлетний мораторий на проверки. Однако это не означает, что в этот период контроля вообще не будет. По исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в проекте, может быть назначена только внеплановая проверка.

Полностью переработан сложившийся механизм назначения плановых проверок. В проекте заложен принцип осуществления выборочного, а не сплошного контроля.

Документ носит комплексный характер, впервые определяя закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, сфер их контроля. Это принципиально новый подход к организации и осуществлению контрольной деятельности. В совокупности эти и другие новые подходы направлены на снижение контрольной нагрузки.

Проектом указа предусмотрено установление исчерпывающих критериев отнесения субъектов хозяйствования к группам риска применительно к каждой отрасли законодательства. Это позволит включать в план проверок именно те субъекты хозяйствования, которые являются или потенциально могут стать нарушителями. В первую очередь будут проверяться субъекты хозяйствования, попавшие в высокую и среднюю группы риска совершения правонарушений. Те организации, которые отнесены к низкой группе риска, будут проверяться только в случае поступления от них заявления о проведении проверки, либо в случае необходимости, когда контролирующий орган охватит проверками в плановом порядке все субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой и средней группам риска совершения правонарушений.

Процесс планирования проверок с применением критериев риска перестанет быть сугубо внутренней конфиденциальной процедурой надзорных органов, он станет открытым для субъектов хозяйствования. Это позволит им самостоятельно оценивать свою деятельность для принятия мер, исключающих возможность отнесения предприятия к высокой или средней степени риска. Также это будет стимулировать принятие мер по улучшению финансово-хозяйственной деятельности с целью перехода в группу с более низкой степенью риска. Открытость процесса планирования будет способствовать созданию режима наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов хозяйствования. Таким образом, будет сокращаться количество субъектов хозяйствования, функционирующих в теневом секторе экономики.

Координация всех плановых проверок возлагается на Комитет госконтроля и его органы. Это означает, что в течение года к одному субъекту хозяйствования в плановом порядке может прийти несколько контролирующих органов, но только с совместной проверкой.

Ограничен период деятельности субъектов хозяйствования, который может включаться в поле зрения контролирующих органов при плановых и внеплановых проверках - не более 3 лет (за исключением отдельных случаев). Такое ограничение позволит оптимизировать работу контролирующих и надзорных органов и минимизировать их вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования.

Кроме того, установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверки, а также перечень должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверочные мероприятия. Речь идет о проверках, назначаемых по истечении двухлетнего моратория для вновь созданных предприятий.

Полностью изменен механизм проведения рейдовых проверок. Вместо рейдовых проверок проектом вводятся внеплановые тематические оперативные проверки, которые могут быть назначены только отдельными органами (КГК, Нацбанк, МНС, Минприроды, Госстандарт, ГАИ) и только по определенным вопросам. При этом тематические оперативные проверки любого субъекта хозяйствования могут проводиться только на автомобильных трассах (при перемещении товаров), на торговых местах на рынках и в палатках, на объектах строительства. Все это может быть не чаще одного раза в месяц на одной и той же территории. Во всех же остальных случаях в предписании на проверку необходимо указание конкретного субъекта.

Внесены изменения и в порядок проведения проверок в рамках ведомственного контроля. Они будут проводиться в плановом порядке и не чаще одного раза в два года независимо от того, к какой группе риска отнесен проверяемый субъект. Кроме того, предусмотрено освобождение предприятий от административной ответственности, если выявленные нарушения незначительны. Одновременно ужесточена ответственность субъектов хозяйствования за грубые нарушения. Деятельность таких нарушителей может быть прекращена в судебном порядке на основании исков регистрирующих органов по соответствующим представлениям органов контроля.

Повышена ответственность за проведение проверок должностными лицами надзорных органов. Они будут отвечать и за необоснованное назначение проверок.

При разработке проекта указа использована мировая практика организации контрольной и надзорной деятельности, отметил вице-премьер. -0-


БЕЛТА